Вторник, 14.05.2024, 12.34 PM | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2010 » Февраль » 8 » Влияние чеховской строки...
11.45 AM
Влияние чеховской строки...
"О литературе можно говорить бесконечно, ибо она является основной частью культуры не только нашего Отечества, но и общемировой культуры. Литература – это… чудо", – так ответил в одном из интервью большой писатель Юрий Бондарев на вопрос корреспондента, что же это за феномен, без которого, как без воздуха, не может обойтись человечество вот уже многие и многие века, и название которому – литературное творчество, вообще литература? Не мог Господь, вдохнув в человека живую душу, оставить его без должного инструмента чувства и самопознания, которым выступило творчество. Литература же – одна из главенствующих частей этого инструмента.
А русский поэт Николай Савостин, озабоченный странной и нелепой ситуацией, когда на территории бывшего Советского государства (самой читающей страны мира) главенствует теперь бездуховность, отсутствие верных нравственных ориентиров, написал: "…первая и главная власть принадлежит именно литературе. С первой сказочки или считалки-скороговорки, присказки, услышанной в детстве, до громадных эпопей, Библии, поэтических творений, формирующих личность, закладывающих в человеке самые главные понятия долга и ответственности перед людьми".
Таким чувством долга перед читателем, перед своей страной обладал писатель, 150-летие которого будем отмечать 29 января 2010 года, Антон Павлович Чехов. Он не оставил автобиографии, подробных воспоминаний о своей жизни. Тем более интересны любые его признания автобиографического характера. Они немногословны и сдержанны. Вот одно из них: "Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь с журавлями". В этих непритязательных строках весь Чехов с его трогательной любовью к родине, к природе, с его грустью и детской непосредственностью. 

А.П. Чехов пришел в литературу в пору самых глубоких за все XIX столетие социальных сдвигов в русской жизни. И главный из них состоял в том, что во всех общественных и государственных делах стало вполне отчетливо обнаруживаться преобладание буржуазии. Это незамедлительно сказалось на развитии литературы. Перед ней естественно встала задача – запечатлеть и осмыслить черты нового строя жизни. Однако это сделать было совсем не просто.
Русская литература достигла к этому времени высочайших вершин; ее воздействие на развитие всей мировой литературы стало фактом первостепенного значения. Большинству молодых писателей 80-х годов оказались не по плечу пафос творчества великих предшественников: Толстого и Достоевского, Щедрина и Некрасова. Более того, появились писатели, сознательно и преднамеренно приспосабливавшиеся к запросам буржуазного читателя. Чехов очень рано понял, каковы подлинные стимулы такого рода литературной деятельности. Он констатировал новое и более опасное явление – убаюкивающая литература. Такому пониманию были свои предпосылки. В одном из писем брату Михаилу Антон Чехов написал: "Среди людей нужно сознавать свое достоинство". Тут высказано глубоко продуманное, прочувствованное и выстраданное убеждение. Уже в ранних произведениях Чехова недвусмысленно выражалось его отношение к людям и обстоятельствам, враждебным сознанию и чувству человеческого достоинства. Одним из таких обстоятельств он считал крепостничество.
Произведение, которым по признанию самого Чехова началась его литературная деятельность, – "Письмо к ученому соседу", – было посвящено теме крепостничества. На протяжении 25 лет тема эта могла отступить на второй и даже на третий план, но непримиримое осуждение крепостнической морали и их приверженцев всегда оставалось неизменным. Чехов с молодых лет до конца своей жизни был убежден, что инерция барской жизни несовместима с глубоким сознанием нравственной ответственности и с уважением к человеческой личности. Поэтому он всегда зло высмеивал претензии дворян на какое-то особое, привилегированное положение в обществе. Уже в самых ранних произведениях Антон Павлович больше всего обращал внимание на то, как мораль, порожденная крепостничеством, живет в сознании и поведении его современников. Рабское в людях, их неспособность не то чтобы защитить свое человеческое достоинство, но даже хотя бы почувствовать необходимость такой защиты, – вот что было сердцевиной темы крепостничества в творчестве молодого Чехова. Он от Тургенева из рук в руки, как эстафету, принял пафос осуждения лакейской спеси и холуйского бессердечия. 
Недаром издатель журнала "Осколки" Лейкин раньше других заметил одну из самых существенных сторон чеховского таланта – необыкновенную остроту его социального зрения. 
Антона Чехова все больше привлекали не редкости, не занятные случаи (коими изобиловали его журналистские изыски и статьи), а заурядный поток жизни – та, по определению Гоголя, "тина мелочей", барахтаясь в которой люди перестают замечать, насколько вздорны и эфемерны их страсти, как ничтожны их вожделения и цели. Именно в этом Чехов и нашел неисчерпаемые залежи смешного. Он разработал свою форму юмористического рассказа. В начале 80-х годов хорошо понимал, что подобные рассказы вовсе не являются политически нейтральными. И определилась тема – тема маленького человека. 
В произведениях одного только 1886 года – больше двухсот пятидесяти основных персонажей. Представлены здесь все социальные группы общества: помещики, купцы, домовладельцы, военные, чиновники, священники, монахи, мужики, извозчики, кухарки, лакеи, городовые, пожарные и т.д. В русской литературе трудно назвать другого писателя, в произведениях которого было бы такое множество не похожих друг на друга персонажей, такое обилие самых разнообразных коллизий и сюжетов. Д. Мережковский в одной из своих критических статей отметил: "Чехов любит и понимает людей… Любит он человека не за высшие проявления его гения, не за то, что он – сильный и разумный, а скорее за то, что он слишком уж слабый, жалкий и смешной… Действующие лица его рассказов – маленькие заурядные люди…". 
Любовь к простым людям, к своей стране определила навсегда роль Антона Чехова в русской культуре – великий русский писатель, главными постулатами всей жизни которого было сострадание, любовь к ближнему, гуманизм. Эти черты и стремления отличали и отличают русских писателей и русскую литературу в контексте мировой культуры в прошедшие века и сегодня. Что же касается приднестровской литературы, то и она следует лучшим традициям российских литераторов, писателей и поэтов, критиков и публицистов. Об этом очень хорошо сказал поэт Олег Шестинский: "…явлено обществу гуманистическое творчество Приднестровья, самостоятельное, достойно входящее в историю культуры, как заметная составляющая".
Силу духовного единства с великой Россией приднестровские авторы ощущают давно. Совместная деятельность, сотворчество, издание книг как российских, так и приднестровских авторов позволяют делать выводы о кровном родстве наших литератур, наших тем, задач, целей. Наиглавнейшая задача, по Юрию Бондареву, – возродить "…мужество, любовь, самопожертвование – духовные качества, которые питают совесть и нравственность". 
Приднестровские писатели изначально творили, ориентируясь на труды своих великих предшественников, ибо без прошлого опыта, без тех бессмертных творений литераторов предыдущих веков не было бы и литературы настоящего. 
Антон Павлович Чехов – один из тех авторов, который и сегодня актуален как никогда. Произведения его являются настольной книгой многих наших писателей. Влияние Чехова на прозаиков Приднестровья бесспорно. Такие авторы, как А. Дрожжин, В. Ткачев, Р. Кожухаров, В. Кожушнян, Ю. Анников, И. Ищук, Т. Кушнарева, А. Белозеров и др., являются продолжателями чеховской традиции, носителями чеховских идей. 
Произведение Р. Кожухарова "Билет до Нагорной" хорошее тому доказательство. В коротком, лаконичном рассказе описана жизнь маленького человека, по сути мелкого чиновника, "скромного помощника судьи" Модеста Львовича. Автор высмеивает качества его характера, его самолюбование, слабохарактерность, жестокость, высмеивает и выставляет напоказ "умение" жить за счет подношений многочисленных просителей. Жалок и смешон этот персонаж. Негодование и протест вызывает у читателя поведение главного героя рассказа. 
В повести В. Кожушняна "Горнюха" автор рассказывает о молодом человеке, нашем современнике, сумевшем в период зарождения новых капиталистических отношений сохранить свое человеческое достоинство, более того, осмелившегося бросить вызов "браткам", бандитам, заправлявшим на рынках бывшей огромной страны. Главный герой погибает, но повода для пессимизма нет. Напротив: появляется надежда на лучшее, на позитивные изменения в жизни простых людей, запутавшихся в рутине беззакония и разрухи, жестокости и меркантильности.
Произведения Инны Ищук талантливы и очень правдивы: рассказ "48-й скорый" – трагическая история о последствиях войны в Приднестровье. Война закончилась, но остались горечь и боль от потерь страшных и невосполнимых. Кто виноват? Почему после давних событий судьбы людей, находящихся по разные стороны баррикад, странным образом переплетаются, как будто мир на самом деле тесен?! 
А вот рассказы Т. Кушнаревой о ней самой, ее семье, ее близких. Они полны иронии, легкого остроумного шарма, любви. Это небольшие бытовые зарисовки, на первый взгляд, об обыденном, каждодневном, простом и непритязательном нашем бытие. Но такое впечатление обманчиво. Автор настойчиво предлагает нам всмотреться в героев ее небольших рассказов, вслушаться в их слова. Они – наши современники, они шутят, любят, они очень симпатичны читателю и неизменно вызывают своим поведением добрую улыбку, позитивные чувства. Рассказы "Сапоги", "Моя ты королева", "Телефонный звонок", "Сделка" и др. – о нас с вами, о повседневных делах, но в то же время – о вечном и непреходящем: о взаимопонимании, о добрососедстве и, конечно, о любви к людям.
Любопытны, очень необычны и при этом талантливы рассказы Юрия Анникова. Он переносит в повествование, возможно, свои личные переживания, свои чувства и ни с чем несравнимые ощущения. Недосказанность его произведений, некая тайна присутствуют в каждом рассказе, отчего возникает щемящее чувство неудовлетворенности и желания вновь и вновь перечесть написанное. 
Белозеровская проза – это размышления человека, оказавшегося, впрочем, как и мы все, у разбитого корыта в период перестройки, распада большого государства. Автор пытается в своих произведениях осмыслить происходящее на постсоветском пространстве, понять, что произошло с людьми. Почему у многонационального народа, жившего в дружбе и взаимопонимании, вдруг возникли такие разногласия, такая неприязнь друг к другу. Более того, возникли то там, то тут локальные конфликты, войны, и, как следствие войн, появились неисчислимые жертвы, погибшие, пропавшие без вести. Ответа бендерский автор не дает. Ответ пусть ищет читатель. Сам, и делает выводы тоже сам. О бендерской трагедии поведали в своих рассказах и эссе С. Мазерина и Л. Черникова, понимая – нельзя обойти вниманием тему войны и человеческих взаимоотношений в тяжелое военное время. Непозволительно молчать, когда в беззащитном городе разрываются снаряды, свистят пули, гибнут ни в чем не повинные люди.
Но вернемся к А. Чехову. Он писал больше, чем кто бы то ни было из его предшественников. И он одним из первых понял, что интеллектуальное движение в стране сосредоточивается в среде ученых, писателей и журналистов, инженеров и адвокатов, учителей и врачей. Здесь-то и должен был быть осмыслен и оценен "хаос" новых отношений, складывавшихся в России в то время. Чехов судил об интеллигентах своего времени по тому, как они относились к этой задаче.
Приднестровские литераторы в период образования Приднестровской Молдавской Республики, в период ее становления, ее развития жили проблемами своей страны, творили на благо своей Отчизны, как Чехов понимая, что многое зависит и от них, от их творчества, от благородных целей и задач, поставленных временем, судьбой, историей. Рассказанная нашими писателями правда о своей стране, как и Чеховым о России, – суровая. Но в трудах и наших литераторов, и Антона Чехова просвечивает глубокая вера в родную страну, в ее людей. Время перемен придет! "Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку", – восклицал Антон Павлович Чехов.
А приднестровский писатель В. Ткачев в одной из критических статей констатировал: "Работая в русле великой русской литературы, можно достичь серьезных результатов. Можно сделать подлинные творческие открытия, ибо именно в русской литературе нет ничего ценнее человеческой жизни". 

О. МОЛЧАНОВА, 

оргсекретарь республиканского литфонда.
/06.02.2010/


 Copyright © 2004 «Приднестровье»  
pridnestr@idknet.com

Просмотров: 579 | Добавил: rms | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]