Среда, 15.05.2024, 8.08 AM | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2011 » Ноябрь » 18 » В Приднестровье сегодня вспоминали достижения "Человека мира" - Михаила Ломоносова
12.35 PM
В Приднестровье сегодня вспоминали достижения "Человека мира" - Михаила Ломоносова
«Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник,
Стихотворец –  он все испытал
и все проник»
А. С. Пушкин
В ознаменование двух знаменательных событий - Международного Дня студента и закрытия Недели науки и мира, Министерство просвещения ПМР совместно с Приднестровским государственным университетом провели сегодня Международную научно-практическую конференцию, посвящённую 300-летию со дня рождения великого русского учёного Михаила Ломоносова.

Среди присутствующих в зале Дворца Республики – Президент ПМР Игорь Смирнов, представители минпроса ПМР, преподаватели ПГУ, студенты. 

Как известно, нынешний, 2011 год, объявлен ЮНЕСКО Годом великого русского учёного. Первый русский естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, просветитель, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк - круг его научных и творческих интересов был поистине безграничен.

В своём выступлении министр просвещения ПМР Мария Пащенко напомнила об удивительной судьбе Михаила Ломоносова: крестьянский сын из северной поморской деревни, великовозрастный самоучка, движимый нестерпимой жаждой знаний, с рыбным обозом отправляется в Москву. Поступает в Греко-латинскую академию. Успехи и усердие приводят его на учебу в Петербург, а затем в Киев и Европу (в Германии он изучал химию и горное дело, пять лет жил в Марбурге и Фрайбурге, женился). 

Вернувшись в Россию, Ломоносов публикует одну за другой научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике, создает первый в России химический кабинет, проводит уникальные астрономические наблюдения, занимается изготовлением стекла и фарфора, разрабатывает план северного морского пути. Пишет стихи и оды, создает теорию стихосложения. Первым из русских ученых его избирают почетным членом иностранных академий наук. Ломоносов разработал проект Московского Университета, впоследствии названного в его честь и до сих пор носящего имя.

Личность Ломоносова и сегодня удивляет своей силой и разносторонностью. Он практически интересовался всем. Это был человек мира, человек своей эпохи, но и человек, который к нашему времени имеет отношение самое прямое – таланты   выдающегося ученого не поддаются исчислению и не могут быть переоценены.

 Мария Пащенко отметила, что сегодня вся система просвещения  Приднестровской Молдавской  Республики активно участвует в проведении мероприятий, посвящённых юбилею учёного. Это международные, научные, студенческие конференции, встречи с зарубежными делегациями, спецсеминары, педагогические чтения; в школах - классные часы,  беседы, семинары, конкурсы сочинений, выставки книг. К проведению этих  мероприятий широко привлекалось научное сообщество.

«В условиях динамично развивающегося мира наука призвана обеспечить развитие и инновационное использование новых оригинальных решений  в различных отраслях – экономических, технических, социальных и гуманитарных науках. Поэтому высокоинтеллектуальный, образовательный и научный потенциал республики является критерием и гарантом устойчивого развития нашего государства», - подчеркнула министр просвещения.

            С приветствием к участникам конференции обратился Президент ПМР Игорь Смирнов, который отметил, что «сегодня всех присутствующих в зале объединил Гений русской научной мысли. Из глубины веков он своими делами и открытиями напоминает современным жителям Земли об их предназначении. Заботясь о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании русского университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом: в 1755 году по его проекту был создан университет в Москве, носящий ныне его имя. Он отдал много сил, чтобы российская наука развивалась, рождала своих ученых, чтобы российские профессора преподавали в университете. Личность Михаила Ломоносова, литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания российского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры. Это был человек мира, человек, опередивший свою эпоху на два столетия.

            «На протяжении всех лет становления и развития государственности Приднестровье отдавало должное значению, укреплению и расцвету образования, науки, культуры как главной составляющей  безопасности современного общества», - подчеркнул Игорь Смирнов.

«Экономическая безопасность государства включает в себя много понятий, в том числе - культуру, образование, и, если хотите, «выращивание человека». И среди первых декретов молодой Приднестровской республики в сентябре 1990 года было Постановление об учреждении первого Приднестровского университета, ставшего впоследствии флагманом научной мысли и отечественного высшего образования, центром культуры и единения всего нашего народа. Сегодня уровень образованности всего общества определяет степень устойчивости самого государства,  формирует его производственный потенциал и общественные отношения. Чтобы сохранить талантливую молодёжь в своей стране, мы открыли свои университеты, добиваясь впоследствии их признания образовательными сообществами России и Украины. Модернизировали всю систему общего профессионального образования, постоянно укрепляем и совершенствуем материально-техническую базу училищ», - сказал глава государства.

«Мы создали современные научно-производственные комплексы, включающие ступени начального, среднего, высшего двухуровневого высшего образования, а также научные лаборатории экспериментального производства. Сегодня мы гордимся результатами труда инженерного и агропромышленного комплексов. Ежегодно республика выпускает более 2-х тысяч специалистов высшего звена, 1,5-2 тысячи квалифицированных рабочих и специалистов среднетехнического профессионала. Активно вовлекается в научную деятельность молодёжь», - добавил Игорь Смирнов.   

            Ректор Приднестровского Государственного университета Степан Берил рассказал о научной деятельности учёного в области физики. Так, Ломоносовым было разработано учение о молекулах и атомах, доказал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят неделимые элементы (атомы). 

Общепризнанным и наиболее значительным вкладом Ломоносова в естествознание справедливо считается молекулярно-кинетическая теория тепла. Ломоносов впервые получил ртуть в твердом состоянии, установил её упругость и электропроводность, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам. С молекулярно-кинетической теорией Ломоносова тесно связан и его закон сохранения вещества и движения. Принцип сохранения движения стал в этой теории начальной аксиомой при обосновании теплового движения микрочастиц.

Широта научных интересов ученого, казалось бы, неизбежно должна приводить к поверхностному взгляду на вещи. Но с Ломоносовым этого не случилось. Необычная глубина и удивительная прозорливость Ломоносова проявились во всех областях науки и техники, которыми он занимался. Он заложил основы физической химии, учения о цвете, науки о стекле (постиг  тайны античной мозаики, изготовив смальту); утвердил основания современного русского литературного языка; открыл атмосферу у планеты Венера; сконструировал точный телескоп, заложил основы изучения грозовых явлений; первым указал на электрическое происхождение северных сияний.

Во всех выступлениях участников конференции лейтмотивом проходила мысль о том, что открытия великого русского учёного опередили мировую науку на целые века и с течением времени значение их только возрастает.

Н.Петрова

 

 
Просмотров: 398 | Добавил: rms | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]