1.58 PM "Из тени в свет пролетая" | |
"Широкая
ты наша Масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами
объедаемся" – таково вкратце отношение к этому развеселому и разудалому
празднику, одному из самых популярных в дореволюционной России. В последние годы масленичные традиции и всенародные гуляния не без успеха возрождаются во многих регионах РФ и некоторых постсоветских государствах, включая ПМР. Неизменными атрибутами всякой уважающей себя Масленицы остаются блины, маскарад, театрализованные представления, песни и пляски. Кстати говоря, Масленица не является чисто русским или даже чисто славянским праздником. Соответствующие традиции, уходящие своими корнями в глубь веков, встречаются у многих европейских народов. К примеру, этнографы усматривают прямое родство Масленицы и карнавала. Заметим, что повсеместный светский характер праздника закрепился за Масленицей не более двух – максимум трех столетий назад. До этого праздник имел строго определенное обрядовое значение, унаследованное с языческих времен. Заслуживает внимания уже само время празднования – на стыке времен года, зимы и весны. Ритуальный смысл Масленицы состоял в том, чтобы помочь скорейшему приходу тепла и, соответственно, помочь светлым силам в борьбе с темными. С этой целью, по-видимому, зажигали большие костры (дабы увеличить силу солнца), сжигали чучело Масленицы, символизирующей в этот момент зиму, катались с гор, ускоряя как бы сам ход зимнего времени и, конечно, выпекали блины, круглые, как солнце. Исследователи до сих пор спорят, таков ли подлинный смысл названных традиций. И всё же именно изначальное ритуальное предназначение праздника ни у кого сомнений не вызывает. Масленица – это проводы Зимы, призванные обеспечить приход Лета. Причем, как уже говорилось, в образе чучела Масленицы совмещались функции и Зимы, и Лета, что в данном контексте соответствует стихотворным строкам Тарковского: "Из тени в свет пролетая, она сама и тень и свет". Любопытно, что даже в конце ХIХ – первой половине ХХ века этнографы записывали высказывания жителей глухих деревень, уверенных в том, что если Масленицу как положено не отпраздновать (блинами не откормить, чучело не сжечь), весна будет поздняя. Православная церковь достаточно терпимо относилась к такому восприятию Масленицы. Духовенство лишь осуждало неумеренные игрища и ещё более – неумеренное питие, всегда заканчивавшееся плачевно. Понятно, что сегодня ни о какой "языческой Масленице" говорить не приходится. Праздник стал сугубо светским. Впрочем, и теперь его пограничное "зимне-весеннее" значение нет-нет да и проявляется. К примеру, в прошлом году на масленичных гуляньях в центре Тирасполя показывалось театрализованное представление с участием Бабы Яги. Думается, этнографы по этому поводу могли бы записать следующее: "…так образ Бабы Яги, типичной представительницы темной силы, неизменно терпящей поражение от сил Света, в сознании современников был ассоциирован с Зимой-Мореной". Стоит ли говорить, что само по себе сожжение чучела и теперь, в ХХI веке, имеет весьма широкое распространение: сжигают Масленицу, как язычники сжигали Зиму-Морену (образ Мораны можно видеть в отечественном фильме "Волкодав"), студенты сжигают Сессию, по всему миру, если верить новостям, то и дело сжигают чучело какого-нибудь неугодного политика. И
только праздник под названием "Масленица" становится с годами всё
безобиднее. Тем более, что православной его кульминацией является
Прощеное воскресенье, предшествующее Великому посту. Так как, уважаемый
читатель, простим суровую Зиму? Простим и отпустим?../Н. Феч/ Copyright © 2004 «Приднестровье»
| |
|
Всего комментариев: 0 | |