Среда, 15.05.2024, 9.49 AM | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2009 » Июль » 8 » ЗДЕСЬ УЧАТСЯ ХУДОЖНИКИ
8.27 AM
ЗДЕСЬ УЧАТСЯ ХУДОЖНИКИ
Одно из зданий Бендерского художественного училища является памятником архитектуры второй половины XIX века, год, примерно, 1860-й. Называлось оно тогда Пушкинской народной аудиторией. В свое время здесь выступали Вертинский и другие знаменитые исполнители, приезжал с гастролями Мариинский театр. Интересно, что возводилось здание на пожертвования горожан.

В 1916 году в нем был открыт лазарет для раненых русских солдат, которые участвовали в войне с австро-венграми. Чтобы познакомиться с бытом военных, пообщаться с гражданским населением, Бендеры посетил император всея Руси Николай II. 

Долгие годы посещение русским царем Пушкинской народной аудитории (а ныне учебного заведения, готовящего художников) ставилось под сомнение. И вот однажды краевед-любитель Виктор Венедиктович Кучеренко рассказал, что встретил пожилую женщину, которая уверяла, что здесь был Николай II, и у неё даже сохранился платочек, из тех, что раздавали в честь приезда самодержца. 

Через некоторое время к поискам подключился еще один краевед-любитель — Александр, обучающийся в Москве. Его хобби — коллекционирование открыток, связанных с родным городом Бендеры. Он сообщил, что когда просматривал какой-то архив, видел на фотографии Российского царя на фоне здания, ныне принадлежащего БХУ. Вскоре Александр привез несколько открыток, запечатлевших визиты Николая II в Бендеры. Был среди них и снимок, на котором запечатлена встреча в Пушкинской народной аудитории, в те годы превращенной в лазарет. Выстроились нарядные и аккуратные гимназистки, приветствует государя городская публика. В тот день в одной из сегодняшних аудиторий училища происходило торжественное награждение отличившихся бойцов государственными наградами. 
ВСЕ БЫЛО ВПЕРВЫЕ И ВНОВЬ…
Когда мы начинали формирование нашего художественного училища, многие не верили, что у нас получится, да и государственной программы, как и возможности создания такого сложного учебного заведения, не было. Но мы все-таки решили попытаться, — рассказывает директор Бендерского художественного училища, заслуженный работник культуры ПМР Виктор Постойкин. — В 1993 году на базе Бендерского педагогического лицея мы набрали два класса. Но не было у нас тогда ни натюрмортного, ни методического фонда, ни гипсов. Обратились за помощью в Московский академический художественный лицей им. Н.В. Томского. Знаменитое учебное заведение отнеслось к нашим трудностям с пониманием: предоставило свои методические наработки и поделилось наглядными пособиями — объем небольшой, но теперь у нас был ориентир на уровень подготовки; мы взяли за основу образовательную программу этого учебного заведения. 
Потом мы стали поднимать вопрос о необходимости создания в Приднестровье специализированного учебного заведения, которое соответствовало бы нам и по форме, и по содержанию; база для него была уже подготовлена. В 2005 году Президент подписал Распоряжение о создании Бендерского художественного училища. Так, несмотря на то, что БХУ — совсем молодое учебное заведение, в этом году оно отмечает 15-летний юбилей.

Нужны специалисты-реставраторы
Наша задача — создать учебное заведение, соответствующее требованиям времени, чтобы студентам нашим заниматься было уютно и комфортно, чтобы они гордились, что учатся в Бендерском художественном училище. В достижении этого нам помогла бы целевая государственная программа по созданию реставрационных мастерских, которые решено было разместить при учебном заведении, занимающемся подготовкой таких специалистов. (Сейчас уже готовим вторую группу художников-реставраторов.) Здесь собраны специалисты по всем отраслям изобразительного искусства — декоративно-прикладного, живописи, дизайна, поэтому решение о создании реставрационных мастерских на базе нашего училища было бы очень гармоничным. 

Получился бы учебно-производственный комплекс, позволяющий привлекать студентов для выполнения определенных объемов работ, обучаться и одновременно приобретать практический опыт. Специалисты были бы собраны вместе и готовы выполнить любой вид реставрационных работ; получали бы оплату за свой труд как педагоги. Еще один аргумент: училище расположено в здании, представляющем историческую ценность и интерес. Деньги, выделенные на создание реставрационных мастерских, можно было бы использовать на его восстановление. То есть это гораздо удобнее, дешевле и целесообразнее, чем создавать отдельно реставрационные мастерские.
Решение о создании таких мастерских было принято в 2002 году, но финансирование началось через четыре года. За счет этих финансовых поступлений мы улучшили внутреннее состояние помещений, поменяли оконные рамы, оснастили необходимой техникой кабинет истории искусств, создали компьютерный класс и великолепный выставочный зал. Однако в связи с экономической блокадой финансирование программы было приостановлено, в то же время срок её реализации истек, и она не была пролонгирована. 
Но создание реставрационных мастерских по-прежнему актуально. В республиканской картинной галерее находится около четырех тысяч работ, которые нуждаются в постоянном уходе. Они должны консервироваться, осматриваться, реставрироваться. Всего лишь один пример. Наши выпускники восстановили монументальное многофигурное полотно — дипломную работу выпускника Ленинградской академии художеств А. Пантюхина, которое пришло в негодность вследствие аварии, произошедшей много лет назад. В запасниках музея, где оно хранилось, прорвало батарею. Горячая вода залила картину и, казалось бы, безвозвратно испортила её. Сегодня это полотно украшает выставочный зал училища. И таких примеров множество.
В нашей маленькой республике имеется достаточное количество музеев, выставочных залов и памятников архитектуры на открытом воздухе, поэтому специалисты нужны. Без проведения реставрационных работ произведения искусства постепенно приходят в негодность, и со временем мы рискуем остаться без культурного наследия. 
Я Б В ХУДОЖНИКИ ПОШЁЛ, ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ!
Студенты у нас очень талантливые, и не только в сфере изобразительного искусства. В прошлом году впервые участвовали в городском конкурсе КВН и заняли первое место! У нас сильный преподавательский состав, сплоченный трудовой коллектив.  
Сейчас мы налаживаем связи с Московским художественным училищем им. 1905 года, Ленинградским художественным училищем по обмену студентами для проведения пленэрной практики. У нас уже имеется опыт такого обмена, когда группа наших студентов отправилась на практику в Москву, а студенты Московского академического художественного лицея проходили практику у нас в Бендерах. 
В учебном плане художественного училища есть такая позиция – учебная практика в других городах, имеющих значительные памятники архитектуры, скульптуры, произведений искусства, живописи, графики и т.д. Наши студенты проходили её в Москве и в Киеве. Очень важно, что они могут (и должны!) видеть произведения искусства художников мирового уровня. Иллюстрации не дают полного представления об искусстве мастера. Только глядя на оригинал, можно понять, как художник наносит мазок, как он компонует и оформляет свою работу, впитать "вкус и запах" искусства, вдохновиться на создание своих творческих работ. 
И это еще одна проблема. Как составная часть учебного плана практика должна полностью финансироваться из бюджета. Студент предоставляет отчет о прохождении практики, и это не должно зависеть от его материального положения. А сейчас на музейную практику выезжают только те, кто может оплатить поездку… Нужно, чтоб хотя бы проезд и питание компенсировал бюджет! 
Многие подобные учебные заведения России, Украины и других государств имеют специальные дома в деревне, где можно проживать и практиковаться на природе. Мы организуем такую практику в Каменке, где есть общежитие. В течение учебного года ребята занимаются в помещении, при искусственном освещении. А на природе все воспринимается по-другому: освещение рассеянное, нужно учиться воспринимать большое пространство, успеть зафиксировать светотени, пока не сместился источник освещения — солнце, поэтому пленэрная практика необходима. 
Художник — это особое состояние души, это частичка нашего народа, представляющая культуру и искусство республики на всех уровнях. Мы, педагоги, осознаем важность этой задачи и делаем все, чтобы наши студенты соответствовали современному уровню подготовки. Необходимо отметить, что Бендерское художественное училище — уникальное учебное заведение, где ведется "поштучная" подготовка специалистов. В группе 6-8 студентов, а затраты на их обучение большие. Но это оправдано: без деятелей культуры не будет и самой культуры, общество станет бездуховным. 

Подготовила Луиза ДОРОШЕНКО.




Просмотров: 654 | Добавил: rms | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]