Четверг, 16.05.2024, 2.26 AM | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2009 » Март » 23 » Тесты – вопрос-ответ наугад или действительно знания?
2.44 PM
Тесты – вопрос-ответ наугад или действительно знания?
Реформа образовательной системы в Приднестровье, как и всего законодательства, происходит по российскому образцу. Несколько лет назад устные экзамены по некоторым предметам в школах и ВУЗах заменили на письменные или вовсе на тестирование.Противников такого нововведения с самого начала эксперимента было предостаточно. Сейчас их становится все больше. Потому как по собственному опыту школьников и студентов – на письменном экзамене можно списать, в тестах – выбирать ответы наугад. Да и сами тесты не всегда соответствуют уровню необходимых знаний. В Приднестровье сейчас специальная комиссия работает над тестами и их содержанием. 
Вопрос о качестве тестов поднял Дмитрий Медведев. Президент России обеспокоен тем, как историю Великой Отечественной войны преподают нынешним школьникам.  
Дмитрий Медведев, Президент РФ: «Мне передали тематические тренировочные задания по истории России к Единому Государственному Экзамену, изданные в Москве в 2006 году. Я не знаю, если на основе таких вопросов ЕГЭ сдается, то это печально. Вопросы просто удивительные, зачитываю некоторые из них: "Какие изменения произошли в Красной армии в ходе войны? Варианты ответов: 
1. Были введены погоны. 
2. Была введена должность полкового священника. 
3. Была создана специальная служба для выкупа пленных у противника». 
На кого это рассчитано: "Что является следствием коренного перелома в ходе войны? 
1. Выход Японии из войны.
2. Переход стратегической инициативы к Красной армии.
3. Распад антигитлеровской коалиции.
4. Расстрел всех немецких солдат, находящихся в советском плену».
Если мы дальше будем по таким учебникам и по таким тестам готовить наших школьников, вы представляете, какие у них знания будут о периоде Великой Отечественной войны? В таких вопросах, к сожалению, проявляется не только неуважение к нашей истории, но, если хотите, известная доля провокации".  
Введение ЕГЭ вызвало неоднозначную реакцию в России. В нашей республике эксперимент начался до его окончания в России.  
 Николай Бабилунга, заведующий кафедрой Отечественной истории ПГУ, профессор: «Те, кто пишет учебники, должны составлять и тесты. Но проблема-то ведь в том, что и в России не те, кто пишет учебники, составляет тесты, а совершенно посторонние люди. Я видел их тесты по истории – они не знают историю, они задают вопросы достаточно абсурдные и дают на них неправильные ответы».  
Наталья Куниченко, первый проректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко: «Мы стараемся принять те требования, которые есть в системе образования РФ, потому что вся наша система ориентирована на систему образования РФ. Поэтому совершенно обоснованно, что Министерство просвещения вводит систему в виде ЕГЭ».  
 
Введение тестов вместо обычной устной формы экзаменов – один из важнейших этапов реформы. Специалисты говорят, что у него есть свои преимущества и свои недостатки.  
Лидия Салкуцан, филогог: « Считается, что устный контроль знаний лучше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь. При письменном контроле обучаемый более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа, приучает к точности и лаконичности изложения мыслей. Тест обеспечивает одновременную проверку знаний всего класса. Но при этом преподавателю невозможно проследить логику рассуждений учащихся».
 
Известно, что введение системы тестирования типа ЕГЭ скопировано с Запада. У нововведения есть своя рациональная основа. Сравнение уровня подготовки наших и западных специалистов показали, что у нашего выпускника больше фундаментальных знаний, но меньше опыта их практического применения. Совместить лучшее двух систем должны тесты. Вторым позитивным моментом должна была стать унификация требования к знаниям у всех выпускников. Выпускные школьные и вступительные вузовские экзамены предложено совместить. Мотивируют это тем, что так все школьники получают одинаковые возможности к поступлению во все вузы.  
 
Людмила Зелинская, директор Республиканского украинского лицея: «Она хороша на Украине тем, что можно сразу поступить в несколько вузов. Немного отрицательное в том, что можно упустить главное в материале, не всегда удается в тестах то главное, которое дети проходят по тому или иному предмету. Экзамен по-другому организовывает». 
 
Но не только ведущие вузы России отказываются принимать абитуриентов только по результатам школьного тестирования. В ПГУ тоже говорят, что у выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов разные цели, а зачислять студентов, доверяя только итогам, которые дают школы, слишком рискованно.  
 
Наталья Куниченко, первый проректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко: «В России есть своя специфика. Может быть, она недостаточно оценена со всех точек зрения, потому что она введена только в этом году впервые в качестве закона и по результатам действия закона, наверное, будет какой-то анализ. Ещё не известно, какое будет принято решение: сохранится ли система ЕГЭ или не сохранится. Сегодня достаточно нареканий в этой части в законе, проблемы возникают у вузов».  
 
Николай Бабилунга, заведующий кафедрой Отечественной истории ПГУ: «Вузы московские уже отказались от этой системы. Кажется, их 20. Ни в МГУ, ни в Баумановском, ни в других ВУЗах этого не будет. Видимо, этим будут заниматься коммерческие вузы, но и их будут ликвидировать».  
 
Еще одним аргументом в введении тестов являлось противодействие коррупции при сдаче вступительных или выпускных испытаний. Но, по обращению президента Всероссийского фонда образования, Генпрокуратура начала масштабную проверку, связанную со сдачей ЕГЭ.  
 
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования: «Появились регионы, которые дают непомерно высокие результаты сдачи ЕГЭ. Лидерами стали Мордовия, Калужская область, Башкортостан. Там в этом году результаты сдачи ЕГЭ превысили среднестатистический по России в 5-6, а то и в 8 раз!»
 
Николай Бабилунга, заведующий кафедрой Отечественной истории ПГУ: «Им кажется, что это спасет систему образования от взяток. Они вводят систему ГАИ. Это классическая система взяточничества. Им кажется, что она спасет. Но почему она в ГАИ ничего не дает? Там люди не могут разобраться. Где-то в селе на Сахалине человек будет более продвинут, чем в Москве. Это чушь. Такого не будет. То, что человека можно на Сахалине натаскать – это может быть, если там появится человек, который будет не знания давать, а умение щелкать тесты, как семечки».  
 
Противники реформы не настаивают на запрете тестов, говорят, что тесты удобно использовать для промежуточной проверки знаний, но не итоговой, экзаменационной. Но в физике, химии и математике тест сводится к решению задач, то в русском языке, истории, обществознании надо отразить формулировки именно того учебника, на который опирался составитель тестов. Может быть, поэтому среди гуманитариев больше противников тестирования. Доктор физико-математических наук Степан Берил поддерживает эту форму оценивания знаний.
 
Степан Берил, ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко: «Мы не остаемся в прошлом, мы развиваемся в соответствии с требованием времени, все то, что позволяют сделать компьютерные технологии, наши прогрессивные технологии позволяют более глубоко выявлять овладение учащимися всем материалом».  
 
Противники тотального введения тестов говорят о снижении квалификации преподавателя и уровня требования к учащемуся. Использование готовых тестов существенно облегчает его работу. Учитель освобождается от части рутинной работы, появляется свободное время. Но при этом преподаватель теряет один из стимулов к самосовершенствованию. Всё это – опасения, подтвердятся или будут опровергнуты в будущем во всей российской системе образования, а значит, и в Приднестровье. Но в нашей республике есть и свои, региональные особенности, которые не учтены в российских тестах.  
 
Николай Бабилунга, заведующий кафедрой Отечественной истории ПГУ, профессор: «Я пока ещё не слышал, чтобы у нас были тесты по истории Приднестровья, по молдавскому языку. Как здесь быть, я не знаю. У нас не так много специалистов, которые знают и пишут учебники по молдавскому языку на кириллической грамоте. Кто этим всем будет заниматься – я представления не имею. Как потом эти люди будут поступать в российские вузы – мне тоже непонятно».
 
Единого отношения к тестированию среди специалистов нет. В этом году итоговая аттестация пройдет в основном в виде тестирования с элементами ЕГЭ. Традиционная, нетестовая форма сдачи экзаменов будет применяться только в специальных случаях, например, в коррекционных учебных заведениях и в случаях, когда ученик не смог сдать тесты.  
 
Мария Пащенко, министр просвещения ПМР: «Однозначно сказать, что это однозначно хорошо или плохо, невозможно. Тут много составляющих успеха: качество теста, степень подготовки учителя, преподавателя, хотя за последние 3 года мы много сделали в этом направлении, поэтому особых проблем я не вижу по проведению аттестации в данной форме и она должны оправдать наши надежды».
 
Корреспондент: Степан Бугаёв
Проект «Наблюдатель»


Просмотров: 754 | Добавил: rms | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]