Суббота, 18.05.2024, 9.53 PM | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2010 » Февраль » 11 » Шаг вперед, и довольно значительный
1.29 PM
Шаг вперед, и довольно значительный
В последние годы нет более обсуждаемой темы, связанной с деятельностью системы образования, чем проблема единого государственного экзамена (ЕГЭ) как формы итогового государственного контроля качества образования

Согласно ст. 27 Закона Приднестровской Молдавской Республики "Об образовании" (равно как и в аналогичном Законе Российской Федерации), "Организация образования, имеющая государственную аккредитацию и реализующая общеобразовательные и профессиональные программы, выдает лицам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документ государственного образца об уровне образования и квалификации, заверенный гербовой печатью данной организации".

Следовательно, обучение в образовательном учреждении любого уровня завершается государственной итоговой аттестацией выпускника, по результатам которой выдается документ (аттестат, диплом) об образовании.

"Определение порядка и организации проведения итоговой аттестации обучающихся относится к компетенции исполнительного органа государственной власти и управления, в ведении которого находятся вопросы образования" (ст. 29 Закона ПМР "Об образовании").

Реализуя законодательно закрепленные полномочия, министерство просвещения при определении формы проведения итоговой аттестации в сфере общего образования руководствуется следующими основными целями и задачами: обеспечение объективной государственной оценки качества образования выпускника; соответствие формы проведения итоговой аттестации международным требованиям, что лежит в основе признания выдаваемых документов об образовании за пределами республики; соответствие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системы образования, в том числе и по контролю за качеством образования, с российскими – в рамках единого культурно-образовательного пространства с Россией; уменьшение нагрузки на выпускника общеобразовательного учреждения при проведении приемной кампании в системе профессионального образования за счет учета результатов ЕГЭ по выданным сертификатам.

Система образования наиболее остро реагирует на все изменения в социально-экономическом развитии любого государства. Проблема единого государственного экзамена – это ответ (российской) системы образования на кардинальные изменения в общественном и государственном устройстве после развала СССР. Основная цель этого проекта – выработка механизма, способного дать объективную информацию об уровне знаний выпускников в различных школах и регионах стран. По мнению ректора Российского государственного университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербурга) Г.А. Бордовского, "Дело в том, что уже давно аттестат выпускников стал свидетельством только того, что его владелец действительно завершил обучение по программе общего образования. В некоторой степени по нему еще можно судить о том, в какой области (гуманитарной или естественно-научной) выпускник показал большие успехи. И, пожалуй, все, ибо уже никто не относился к конкретным оценкам в аттестате с необходимым доверием.

Одинаковые оценки, полученные в разных школах и тем более в разных регионах, совсем не означают один и тот же уровень знаний. Я это хорошо чувствую, поскольку уже более 30 лет имею возможность ежегодно наблюдать абитуриентов, приезжающих в университет из разных уголков страны, сопоставлять и анализировать результаты вступительных экзаменов в вуз и школьных оценок, видеть динамику выпускного изменения (понижения) требований к уровню знаний абитуриентов (особенно по математике и русскому языку), проявляющуюся в последние годы". 

Характеризуя причины введения ЕГЭ в России и ПМР, следует отметить в качестве основных следующие: 

В России:

– Введение единых требований к оценке уровня и качества общего образования, обеспечение единого механизма их реализации.

– Обеспечение равных возможностей для поступления в учреждения профессионального образования, особенно в центральные вузы России.

– Снижение нагрузки на выпускника в период итоговых испытаний и приемной кампании в вузы, которые проходят в период одного лета.

– Снижение уровня коррупции в вузах на этапе приемной кампании.

– Внедрение тестовых технологий оценки качества образования для сближения российской системы образования с европейской. 

– Снижение количества выпускников со средним полным образованием и перенаправление этого потока в профессиональные училища начального образования для получения рабочей профессии.

В ПМР:

В дополнение к российским основаниям для ПМР актуальны дополнительные:

– Гармонизация законодательства в области единого культурно-образовательного пространства.

– Обеспечение правового статуса и признания документов (аттестатов) об общем образовании на территории стран СНГ и в первую очередь России. 

Для реализации этих целей и задач в России, начиная с 2001 г., а в ПМР с 2006 г. проводилась огромная работа по разработке нормативно-правовой, экспериментальной, технологической, организационно-педагогической базы по введению новой формы итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По ее итогам Федеральным Законом от 09.02.2007г. №17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" внесены изменения и дополнения в законы РФ в части проведения ЕГЭ, которые вступили в действие с 1 января 2009 года.

Как любое нововведение, итоговая аттестация в форме ЕГЭ проходит свой тернистый путь становления и совершенствования, а также объективных и субъективных оценок со стороны людей с различным уровнем компетентности и интересов. И, тем не менее, все должны понимать одно: другого пути нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, европейских государствах давно уже введены эти формы оценки качества знаний учащихся, и мы не имеем права проводить итоговую аттестацию по своим внутренним, никем не признанным формам и содержанию. Наш выпускник должен быть готов к такой проверке знаний в любом учебном заведении профессионального образования любого государства, т.е. быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг стран СНГ и Европы.

Я не буду останавливаться на опыте российских коллег. Реализуя практически те же цели и задачи, мы постарались максимально учесть положительный и отрицательный опыт России и на его основе разработать свою стратегию с учетом местных особенностей. Вот краткое изложение проделанной работы: ноябрь, 2006 г. – коллегия МП приняла решение о начале проведения эксперимента по внедрению новых технологий итоговой аттестации; декабрь, 2006 г. – коллегия МП рассмотрела с учетом замечаний УНО городов и районов республики, утвердила первые 4 нормативно-правовых документа, определяющих порядок его проведения, приказом по МП создана комиссия по организации и проведению эксперимента и издан приказ о порядке проведения 1-го этапа эксперимента; январь, 2007 г. – создан единый центр экспертизы качества образования на базе ГИРО; февраль-март, 2007 г. – заключен договор с федеральным центром тестирования России на приобретение КИМов, проведен цикл инструктивно-методических мероприятий по информированию участников эксперимента, изданы текущие приказы МП по составу и работе комиссий и подкомиссий; апрель, 2007 г. – проведен 1-й этап, в котором приняло участие по желанию 30% выпускников; сентябрь, 2007 г. – совет по образованию подвел итоги 1-го этапа и определил порядок проведения 2-го и 3-го этапов; сентябрь, 2008 г. – Президент ПМР направил представленный проект закона на рассмотрение в ВС ПМР; октябрь, 2007 г. – совершенствуется и дорабатывается программное обеспечение; ноябрь, 2007 г. – издан приказ МП о проведении 2-го и 3-го этапов; декабрь, 2007 г. – создается база данных выпускников 2008 года; январь, 2008 г. – совет по образованию после согласования утвердил 7 нормативно-правовых документов, приказом МП направлены в УНО городов и районов республики нулевые варианты тестов для подготовки к экзаменам; февраль, 2008 г. – изданы текущие приказы МП по составу и работе комиссий и подкомиссий; апрель, 2008 г. – проведен 2-й этап эксперимента; июнь, 2008г. – 3-й этап эксперимента в период итоговой государственной аттестации выпускников; июнь, 2008 г. – коллегия МП подвела предварительные итоги и приняла решение продолжить эксперимент в 2009 г., поручила МП выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон "Об образовании", а также заложить средства на проведение экзамена в Закон "О республиканском бюджете 2009 г."; сентябрь, 2008 г. – совет по образованию подвел окончательные итоги эксперимента и определил порядок проведения 4-го этапа; 11 сентября 2008 г. – проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон ПМР "Об образовании" в части проведения ЕГЭ, согласованный с министерствами и ведомствами в установленном порядке, направлен Президентом ПМР на рассмотрение в ВС ПМР; ноябрь, 2008 г. – совет по образованию согласовал план-график мероприятий по подготовке к проведению итоговой аттестации в 2009 г., утвердил Положение "Об общественных наблюдателях"; 1 декабря, 2009 г. – издан приказ МП об организации и проведении 4-го этапа эксперимента; январь-март, 2009 г. – изданы текущие приказы МП по организации и проведению итоговой государственной аттестации; 21 апреля, 2009г. – по распоряжению Президента законопроект отозван с рассмотрения на сессии ВС ПМР; июнь, 2009 г. – проведение завершающего этапа эксперимента; 24 сентября, 2009 г. – итоги эксперимента рассмотрены и одобрены советом по образованию; сентябрь-октябрь, 2009 г. – возобновлена работа "О внесении изменений и дополнений в Законы ПМР "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании" в части проведения ЕГЭ; октябрь, 2009 г. – идет подготовка нормативных документов по созданию государственного учреждения "Центр экспертизы качества образования", который будет являться самостоятельным юридическим лицом и выполнять функции обеспечения экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов; 29 октября, 2009 г. – итоги эксперимента рассматривались коллегией МП, законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон ПМР "Об образовании" для юридической и методической оценки направлен в комитет по образованию Государственной Думы и в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ; 6 ноября, 2009 г. – получены положительные заключения, подписанные председателем комитета по образованию Государственной Думы Г.А. Балыхиным и и.о. руководителя Рособрнадзора В.И. Кругловым; ноябрь, 2009 г. – законопроект согласован со всеми главами государственных администраций городов и районов республики; декабрь, 2009 г. – законопроект согласован с МФ и МЮ; 12 января, 2010 г. – законопроект направлен Президенту ПМР; 26 января, 2010 г. – проект Распоряжения Президента ПМР "О создании государственного учреждения "Центр экспертизы качества образования", согласованный в установленном порядке, направлен на рассмотрение Президента.

При этом разработаны и введены в действие следующие нормативные документы – приказом министерства просвещения от 15 января 2007 года № 50 и от 01.02.2008 г. № 79 разработаны и введены в действие: положение о комиссии по организации подготовки и проведения эксперимента независимой экспертизы качества знаний выпускников общеобразовательных организаций; положение о проведении независимой экспертизы качества знаний выпускников 9, 11 (12) классов организаций общего образования в режиме эксперимента; инструкция об организации и проведении независимой экспертизы оценки качества знаний выпускников 9, 11 (12) классов организаций общего образования; инструкция по организации проведения ЕГЭ; инструкция для участников единого государственного экзамена; правила заполнения бланков единого государственного экзамена; инструкция для предметных комиссий при проведении ЕГЭ; инструкция для конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций при проведении ЕГЭ; положение о конфликтной комиссии; положение о государственной экзаменационной комиссии по проведению единого государственного экзамена; положение о республиканском центре экспертизы качества образования; положение об общественных наблюдателях за проведением единого государственного экзамена.

В настоящий момент находятся на согласовании: положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования; положение о золотой медали "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение" и серебряной медали "За особые успехи в учении, труде и за примерное поведение".

С учетом результатов эксперимента и подготовки введения ЕГЭ в штатный режим, в Положение "О формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования" внесены новые условия его проведения: государственная (итоговая) аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена для отдельной категории выпускников; сокращено количества экзаменов, обязательных для получения аттестата до двух – родной язык и математика; установление добровольности участия в ЕГЭ по другим общеобразовательным предметам в зависимости от намерений выпускника получить высшее или среднее профессиональное образование; возможность сдачи ЕГЭ или сочетания обеих форм государственной итоговой аттестации для отдельных категорий обучающихся; установление единого расписания проведения ЕГЭ, предусматривающего возможность досрочной сдачи ЕГЭ или сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки; определение итоговых отметок, выставляемых в аттестат выпускнику, как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI (XII) классы и экзаменационной оценки целыми числами в соответствии с правилами математического округления; в свидетельство о ЕГЭ выставляются результаты только по тем предметам по выбору, по которым будет преодолен минимальный порог, установленный центром экспертизы качества образования. Если выпускник, сдавая предмет по выбору, не получает минимального количества баллов, то может пересдать его только на следующий год.

К сожалению, в оценке всей этой работы как в России, так и в Приднестровье много субъективизма и желания однобоко высветить проблему, упуская главные цели и задачи, забывая, что современный мир диктует свои правила, и нашим детям нужно уметь по ним жить, чтобы стать успешными. Сколько различных бланков, форм мы ежедневно заполняем? И никому не придет в голову спорить против "дурацкой" постановки вопросов в анкетах посольств, на границе и даже при элементарной регистрации на сайтах интернет-связи.

Мы должны готовить ребят принимать правильные решения, используя полученные знания, применять эти знания на практике. Если человек не в состоянии выполнить инструкцию по системе ввода и понять алгоритм, то кто будет делать скидку на то, что он "много знает"? Поэтому необходимо приспосабливаться к новой системе оценивания знаний, тем более большинство стран это давно и успешно освоили.

Главные выводы по этой проблеме сделаны в докладе комиссии, созданной по поручению Президента Российской Федерации 14 октября 2009 г. по результатам рассмотрения итогов проведения в 2009 г. единого государственного экзамена. Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Выпускники школ, их родители и педагоги были достаточно подготовлены к повсеместному введению ЕГЭ как способу оценки результата обучения в школе.

В 2009 г. ЕГЭ впервые проведен на всей территории Российской Федерации. В течение предыдущих восьми лет он проходил апробацию, и к 2009 г. в этот процесс были вовлечены все субъекты Федерации. Государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ прошли 930 тысяч выпускников текущего года и около 200 тысяч выпускников прошлых лет.

2. Существуют значительные позитивные стороны перехода на оценку результата обучения в школе в форме ЕГЭ и его учёта при поступлении в учреждения профессионального образования:

– ЕГЭ существенно снизил нагрузку на выпускников, связанную с необходимостью сдавать экзамены в два этапа (при окончании школы и при поступлении в учреждение профессионального образования);

– единый экзамен дал возможность каждому выпускнику, независимо от его места жительства, участвовать в конкурсе в любые вузы (о чём свидетельствует как рост числа сельских школьников, поступивших в вузы, так и увеличение числа студентов из других регионов в вузах Санкт-Петербурга и Москвы);

– анализ итогов ЕГЭ может использоваться для выявления сильных и слабых мест в преподавании отдельных предметов, в учебных программах и учебниках, в работе учителей, образовательных систем в отдельных регионах России и стране в целом;

– в результате проведения ЕГЭ начало складываться сообщество высококвалифицированных экспертов по проверке и оценке работ выпускников;

– ЕГЭ послужил катализатором формирования системы общественного контроля за качеством образования, в том числе института общественного наблюдения за соблюдением процедур проведения ЕГЭ;

– Единый государственный экзамен стал первым шагом к нормативному осуществлению и фиксации оценки результатов обучения в электронном виде.

3. Система ЕГЭ вносит вклад в движение России и отдельных её регионов к информационному обществу. Цели, технологии и инфраструктура ЕГЭ дают каждому выпускнику и обществу в целом новую модель аттестационных процедур (квалификационных экзаменов), в рамках которых профессионал, претендующий на занятие определённой должности, демонстрирует свои знания и компетентность.

4. В обществе сформировалось значительное число сторонников ЕГЭ.

5. В качестве ключевой публичной проблемы ЕГЭ комиссия отмечает неверное восприятие этой формы как единственной, отражающей все результаты школьного образования и его качество в целом. Результаты ЕГЭ, в том числе "средний балл", число "отличников" и "двоечников", ошибочно считаются основным показателем работы учителя, школы, региона. ЕГЭ начинает восприниматься не как один из инструментов оценки ученика, учителя и школы, не как ориентир для вуза, а как цель обучения.

По мнению членов комиссии, ЕГЭ является лишь первым опытом независимой общегосударственной аттестации результатов школьного образования по ряду предметов. Это инструмент оценки всего одного из результатов образования, а именно: академических знаний. Для оценивания других результатов необходимы другие формы оценки (олимпиады, конкурсы, испытания творческой направленности, учёт внеучебных достижений).

6. При проведении ЕГЭ в 2009 г. не удалось избежать нарушений и нечестного поведения, в том числе в пунктах сдачи экзамена, что может привести к значительной деформации контингента учащихся при приёме в вуз.

В этой связи членами комиссии были обсуждены предложения по характеру предлагаемых заданий, по критериям их оценивания, по возможности учёта всего объёма содержания изучаемых предметов в контрольно-измерительных материалах.

Значительная часть предложений связана с необходимостью обеспечения максимальной открытости заданий, из которых формируются контрольно-измерительные материалы, с возможностью их обсуждения.

7. Комиссией отмечен также ряд технологических недостатков ЕГЭ, которые приводили к ненужному напряжению и трудностям для выпускников, в том числе к длительному ожиданию результатов, а также информации о том, какие именно экзамены нужно сдать в конкретный вуз.

Комиссией подготовлены рекомендации по совершенствованию ЕГЭ и развитию системы независимой оценки качества образования. При подготовке нижеследующих рекомендаций рассматривались все предложения, поступившие в комиссию. В данный доклад включены самые существенные выводы и рекомендации, по которым имеется консолидированная позиция членов комиссии. Определены конкретные задачи на ближайшее время и перспективу.

Так, в ближайшее время необходимо решить следующие задачи, связанные с совершенствованием ЕГЭ: закрепить, что нормативная база по ЕГЭ в том или ином конкретном году не может меняться после определённой для всей территории страны даты; усовершенствовать технологию проведения ЕГЭ с целью повышения объективности результатов (в том числе с использованием ИКТ); закрепить требования к уровню квалификации экспертов на федеральном уровне; своевременно и подробно разъяснять педагогам, учащимся и их родителям, как именно проводится ЕГЭ: от составления списков экзаменующихся до процедуры зачисления в вузы; сделать содержание ЕГЭ соответствующим требованиям и результатам, зафиксированным в федеральном государственном образовательном стандарте (обеспечив формирование задания таким образом, чтобы проверялись и знания, и умение их применять); активизировать работу по созданию единой независимой системы оценки качества образования, включающей учебные и внеучебные достижения школьников, одним из элементов которой является ЕГЭ.

Ряд предложений членов комиссии не был поддержан большинством её участников, в т.ч.: ввести добровольность сдачи ЕГЭ; установить минимальный балл, который позволяет считать ЕГЭ сданным, до аттестации; установить возможность выдачи аттестатов выпускникам, получившим неудовлетворительные отметки; отменить обязательный ЕГЭ при поступлении в учреждения среднего профессионального образования; установить право сдачи экзаменов в традиционной форме для выпускников вечерних школ, не желающих поступать в вузы; отказаться от использования тестовых заданий; заменить ЕГЭ по литературе сочинением, по истории – устным экзаменом.

Выводы комиссии, думаю, уместно завершить высказыванием Д.А. Медведева по проблеме ЕГЭ на встрече с лауреатами конкурса "Учитель года России-2009": "Считаю, что ЕГЭ – это все-таки шаг вперед, и довольно значительный. Не только потому, что так в основном работают во всем мире; действительно, прежние экзамены все-таки во многом ушли в прошлое, но и потому, что, на мой взгляд, это более справедливая система оценки знаний.

Поэтому, во-первых, мы людей должны успокоить, сказать, что ЕГЭ – это все-таки серьезно и надолго. Во-вторых, это ответственность каждого человека. В 16-17 лет – это уже довольно взрослый человек, он сам должен мозгами раскидывать". Безусловно, все эти материалы нами учитываются.

Вся работа по введению новой формы итоговой аттестации (ЕГЭ) ведется министерством просвещения под методическим руководством Рособнадзора России, согласно заключенному Протоколу о сотрудничестве. Проект закона прошел правовую и методическую экспертизу и в Рособнадзоре, и в комитете по образованию ГД РФ. Более того, в марте 2010 года в качестве председателя комиссии по аттестации ПГУ им. Т.Г. Шевченко приезжает заместитель руководителя Российского центра по надзору за качеством образования В.И. Круглов.

Вторая цель визита – выполнение положений заключенного Протокола и соответствие форм контроля качества образования как основание для дальнейшего признания аттестатов на территории РФ.

Таким образом, принятие Закона "О внесении изменений в Закон ПМР "Об образовании" в части ЕГЭ – это объективная необходимость, которую надо рассматривать в кратчайшие сроки в режиме законодательной необходимости. Вся необходимая подготовительная работа в системе просвещения для введения ЕГЭ на законодательном и практическом уровне проведена.

Принятие Закона повлечет принятие нового Положения "О формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы общего образования". Данное Положение разработано, принято на совете по образованию и будет утверждено на февральской коллегии министерства просвещения. 

 

М. ПАЩЕНКО,

министр 

просвещения ПМР.

Copyright © 2004 «Приднестровье»  
pridnestr@idknet.com

Просмотров: 561 | Добавил: rms | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]